Производители спецтехники оценили индексацию ставок утильсбора

01.03.21 в 08:32

Отечественные производители спецтехники предлагают в течение года вести ценовой мониторинг и анализировать ситуацию на рынке специализированной техники. Об этом говорится в письме премьер-министру Михаилу Мишустину и вице-премьеру Юрию Борисову, которое направили ассоциация "Росспецмаш", "Петербургский транспортный завод" и "Объединенная машиностроительная группа" (есть в распоряжении "РГ"). Речь идет о сегментах рынка, где может вызвать наибольшие проблемы индексация ставок утильсбора на спецтехнику. Ранее высказывались опасения, что это вызовет удорожание спецтехники в ряде отраслей (АПК, ТЭК и пр.) и, как следствие, повлияет на стоимость производимой продукции, в частности, сельхозсырья, полезных ископаемых и пр. "РГ" уже писала об этих опасениях.

На рассмотрении аппарата правительства сейчас находится проект постановления правительства об увеличении ставок утильсбора на специализированную технику. Документ направлен на ограничение субсидированного и бывшего в употреблении импорта, "который уничтожает отечественное машиностроение за счет демпинга и теневых схем поставок", говорится в письме.

При введении сбора в 2016 году на переходный период были установлены заниженные ставки, которые в 2020 году уже составляли 1-3% от стоимости новой иностранной техники, то есть "двух-, трех- и даже четырехкратный рост ставок обеспечит нагрузку на импортеров на уровне не более 15%, что соответствует практике промышленно развитых стран", отмечается в письме.

"С момента введения утилизационного сбора в отношении специализированной техники в 2016 году коэффициенты его размера не индексировались",

- подчеркивают в Минпромторге. -

"Утилизационный сбор не оказывает влияние на рост себестоимости производства техники в России и Беларуси. Утильсбор распространяется только на технику, производство которой освоено российскими производителями, имеющими необходимые компетенции и производственные мощности для удовлетворения внутреннего спроса (в части малых тракторов - учитываем возможности Минского тракторного завода)".

Авторы письма развеивают опасения, что вслед за повышением утильсбора пропорционально увеличится стоимость не только импортной, но и российской техники. Во-первых, темпы роста стоимости техники ограничены на уровне официального индекса цен производителей условиями мер господдержки, в том числе промышленных субсидий. Во-вторых, 50-70% строительно-дорожной и коммунальной техники реализуется в рамках госзакупок с фиксированной стоимостью. В-третьих, по большинству видов техники в РФ действуют два и более производителя, то есть цены ограничены внутренней конкуренцией.

Кстати, при введении утильсбора в 2016 году "не наблюдалось ускоренного удорожания импортной техники, что связано с высокой маржинальностью поставок на российский рынок (по нашим оценкам дилерская премия составляет 25-40%) и нежеланием зарубежных компаний уходить с рынка", говорится в письме.

Предлагаемые изменения не приведут к росту цен на российскую продукцию, поскольку рынок специализированной техники отличается высокой степенью конкуренции (минимум 200 российских производителей), отмечают в Минпромторге. "Загрузка отечественных предприятий сейчас не превышает 55% - следовательно, имеется существенный потенциал к увеличению доли присутствия отечественных производителей на рынке, - полагают в министерстве. - Для увеличения доступности специализированной техники российского производства для потребителей реализуются программы льготного лизинга специализированной техники, льготного кредитования покупателей, а также субсидирования скидок покупателям".

Объем поддержки по этим программам в 2020 году составил более 20 млрд руб. (в 2021-м - 15 млрд), что позволило на льготных условиях реализовать около 73 тысяч единиц спецтехники. По данным производителей, на которые ссылается Минпромторг, доля отечественных комбайнов (зерно- и кормоуборочных) на внутреннем рынке в 2020 году составила 80%, энергонасыщенных тракторов - 99%, тракторов малой и средней мощности - 59%, бульдозеров - 45%, снегоходов - 83%, прицепов и полуприцепов - 60%.

Действие утильсбора за четыре года уже привело к значительному увеличению доли отечественной техники на внутреннем рынке, при этом российская техника в 1,5-2 раза дешевле зарубежной. Дополнительные доходы бюджета, в том числе от индексации ставок утилизационного сбора, будут направлены на расширение действующих мер господдержки спроса, уточнили в Минпромторге. В министерстве уверены, что корректировка ставок позволит свести импорт бывшей в употреблении продукции к минимуму, поспособствует обновлению парка самоходных машин и прицепов, а также позволит российским предприятиям продолжить свое развитие.

Источник: Российская газета

Другие новости в этом разделе:

  • Средство для удаления клея: выбор профессиональных решений Средство для удаления клея: выбор профессиональных решений
    29.10.25 в 16:11

    Профессиональные растворители отличаются не только составом, но и технологией применения. Понимание этих различий помогает выбрать оптимальное решение для конкретных задач и избежать лишних затрат на переделку работ.

  • Как организуется перевозка бульдозера на трале Как организуется перевозка бульдозера на трале
    20.08.25 в 10:31

    Перевозка бульдозера на трале — это комплексная логистическая операция, требующая строгого соблюдения техники безопасности, правильного выбора транспортного средства, точной фиксации техники и грамотной организации маршрута.

  • Современные тенденции развития сельского хозяйства Современные тенденции развития сельского хозяйства
    30.07.25 в 09:27

    Сельское хозяйство переживает период значительных изменений, связанных с внедрением новых технологий и подходов к ведению агробизнеса. Современные фермеры все чаще обращаются к инновационным решениям для повышения эффективности производства.

  • Почему фермеры нуждаются в современном оборудовании? Почему фермеры нуждаются в современном оборудовании?
    05.05.25 в 09:23

    На современных фермах усовершенствованные технологии играют решающую роль в обеспечении высокой продуктивности и эффективности. Без применения специализированного оборудования невозможно представить успешное ведение аграрного бизнеса.

  • Amazone – надежная техника для сельского хозяйства Amazone – надежная техника для сельского хозяйства
    18.03.25 в 12:46

    Amazone является одним из ведущих производителей сельскохозяйственного оборудования в Европе. Техника этого бренда славится высоким качеством, долговечностью и продуманной конструкцией. В ассортимент компании входят сеялки, разбрасыватели удобрений, культиваторы, опрыскиватели и многое другое.

  • Наземный автомобильный бункер-перегрузчик для зерна: особенности, критерии выбора, применение Наземный автомобильный бункер-перегрузчик для зерна: особенности, критерии выбора, применение
    30.12.24 в 16:54

    Бункеры-перегружатели автомобильные наземные используются для загрузки большого объёма зерновых культур или минеральных удобрений из самосвалов и тракторных прицепов в железнодорожные вагоны или кузова сеялок. Чтобы приобрести автомобильный перегрузчик, необходимо ознакомиться с техническими спецификациями, сравнить несколько моделей и выбрать одну с учётом целей эксплуатации.