Машиностроители просят увеличить поддержку дальнего экспорта

25.06.2020 в 11:07
Машиностроители просят увеличить поддержку дальнего экспорта

Как выяснил “Ъ”, претендовать на получение дополнительных 10 млрд руб. логистической субсидии в этом году смогут только те компании, которые ранее не смогли пройти отбор на участие в программе или находятся в листе ожидания. При этом субсидия теперь будет покрывать и затраты на хранение продукции на складах. Но машиностроители считают, что рост объемов субсидии не решит проблемы, и призывают увеличить долю субсидируемых затрат — с 2019 года она составляет 11–13% от стоимости экспортируемого товара вместо прежних 25–27,5%.

Дополнительные средства на поддержку экспорта продукции машиностроения пойдут только на новый механизм субсидирования поставок в период коронавируса. Как сообщили в Минпромторге, предложения по выделению 10 млрд руб. на его реализацию направлены в рамках формирования общенационального плана действий.

Поддержку получат только те компании, кто не прошел отбор на субсидию в 2019 году или находится в списке ожидания.

Также предусмотрена возможность субсидирования затрат, связанных с хранением продукции на складах. Документом, подтверждающим производство продукции в РФ, станет сертификат о происхождении товара, а выплата пойдет ежеквартально в порядке очереди подачи заявок.

В рамках логистической субсидии компании соревнуются за средства бюджета по трем группам: 48% объема субсидии получает машиностроение, 45% — обрабатывающие отрасли (в том числе химпром и металлурги), еще 7% — остальные отрасли, включая фармацевтику. Сейчас максимальный размер субсидии на одну компанию определен в 500 млн руб., период поставок — с 1 февраля по 31 декабря 2020 года. Глава Минпромторга Денис Мантуров 10 июня говорил, что за счет увеличения бюджета программы на 10 млрд, до 23 млрд руб., поставки за рубеж вырастут на 200 млрд руб. В 2019 году объем субсидии составлял 17,7 млрд руб.
 
Денис Максимкин из «Росспецмаша» говорит, что в листе ожидания на логистическую субсидию есть компании, которые могли бы обеспечить существенный объем экспорта. Но ключевой проблемой, особенно в условиях коронавируса, машиностроители называют ограничение размера субсидии.
 
Сейчас она не может превышать 11% от стоимости экспортируемого товара для производителей и 13% для иных юрлиц (ранее 25–27,5%). Иными словами, при поставке машины стоимостью 1 млн руб. логистическая субсидия не может превышать 110 тыс. руб. В группе ГАЗ заявляют о том, что фактически субсидирование работает только в случае поставки в близлежащие страны и отсекает дальнее зарубежье. Между тем, именно дальнее зарубежье, например Вьетнам,— это сейчас наиболее перспективные направления, считают в группе ГАЗ, поскольку российские производители давно присутствуют в странах СНГ и уже не смогут там сильно расти в объемах. Кроме того, во время эпидемии стоимость логистики выросла, а экспортная выручка упала, добавляют в ГАЗе.

Поставки продукции в страны Ближнего Востока и Африки в январе—мае упали на 18%, что напрямую связано с изменениями мер господдержки, сообщали в «Ростсельмаше». «Сейчас компенсируется гораздо меньшая часть тарифа — в два-три раза меньше, чем было раньше. Соответственно, цена для сельхозпроизводителя в ЮАР выросла на 10–15%, что тоже вызывает у них недоумение»,— рассказывал гендиректор компании Валерий Мальцев (цитата по «Интерфаксу»). Денис Максимкин поддерживает идею увеличения размера субсидии с 11% и 13% до 15% и 17%, предлагая считать его не от суммы по каждому договору, а по всем договорам в заявке, где будут, к примеру, договоры с субсидией 7% и 20%, а суммарно 15%.

Дмитрий Бабанский из SBS Consulting отмечает, что из-за последствий коронавируса потребительская и инвестиционная активность снизилась слишком сильно, поэтому достижение целевых показателей нацпроекта по экспорту в машиностроении без дополнительной поддержки маловероятно. При этом совокупный рынок стран СНГ не такой емкий и динамично растущий, чтобы обеспечить целевые темпы роста экспорта, поэтому критически важно развивать экспорт в дальнее зарубежье: его драйверами должны стать продукты с высоким уровнем локализации, которые смогут использовать девальвационный эффект

Источник: Коммерсантъ

Другие новости в этом разделе:

Получить
описание
техники
Получить
описание
техники