В РФ с 1 июля начнут действовать новые правила перевозки зерна
В России с 1 июля этого года начнут действовать новые правила перевозки зерна, направленные на вывод с этого рынка "серых" схем и снятие рисков с заказчиков транспорта.
Как сообщила "Интерфаксу" заместитель начальника Контрольного управления ФНС России Варвара Бурлевич, необходимость этого связана с тем, что в рамках подписанной в 2017 году хартии в сфере оборота сельскохозяйственной продукции остаются риски, связанные, в частности, с заказом транспортных средств на перевозку зерна и готовой продукции.
"На деле нередко получается, что владелец зерна (готовой продукции) заключает договор на перевозку, но подрядчик, который выполняет эту услугу, фактически не владеет в достаточном количестве транспортом либо вообще его не имеет. Кроме того, у него нет достаточного штата водителей для оказания услуги - или вообще штата нет",
- сказала Бурлевич. -
"Тогда этот так называемый подрядчик заключает договор аренды с экипажем, но заказчик услуги уже этот договор не видит. При этом субподрядчик также не обладает достаточным количеством транспорта и штатом водителей, обналичивает деньги и рассчитывается с реальными перевозчиками, водителями наличными. А это фактически означает, что сделка будет исполнена неким иным лицом, обязательство по исполнению которой не переданы по договору или закону".
По ее словам, это риски для заказчика. При проверках налоговые органы могут снять с расходов для целей исчисления налога на прибыль такие неподтверждённые документами транспортные услуги, поскольку положениями пункта 2 статьи 54.1 Налогового кодекса РФ предусмотрено, что сделка должна осуществляться лицом, обязательства по исполнению которой переданы по договору, и соответственно подтверждаться первичным документами.
"Кроме того, также имеются риски неподтверждения налоговыми органами входящего вычета по НДС для заказчика по таким услугам, так как фактические перевозчики не являются плательщиками НДС. Подрядчик, используя организации-однодневки, "рисует его из воздуха" для заказчика услуги, тем самым позволяя ему получить необоснованную скидку на услугу на сумму НДС путем уменьшения суммы налога к уплате в бюджет на входящий вычет",
- заявила она.
По ее словам, для того, чтобы обезопасить заказчиков от этих рисков, а налоговой службе пополнять бюджет, ФНС вместе с Ассоциацией добросовестных участников рынка АПК "подготовила конструкции договоров, которые, по сути, позволят избежать сразу двух рисков - риска в части уплаты НДС и налога на прибыль".
"Суть в том что, если перевозчик оказывает услугу собственным транспортом, то это прямой договор подряда с заказчиком. В случае, если перевозчик нанимает транспорт или часть его, то это агентская схема. Он берет у реального перевозчика услугу и подтверждающими документами передает ее в пользу заказчика, отражая у себя в учете только агентское вознаграждение",
- сказала Бурлевич. -
"Тем самым происходит обеление транспортного рынка в части уплаты налогов, реальные владельцы транспорта заходят в "белую зону" и предоставляют реальную услугу. Здесь нет размытого НДС, размытой прибыли, размытых зарплатных налогов".
Как отметила Бурлевич, по сути "заказчик формирует требование на "обеление", потому что он заинтересован в том, чтобы подтвердить, что услуга исполнялась теми, кому она передана по договору, а не какими-то иными лицами, с которыми рассчитывались наличными, чтобы уйти от уплаты налогов".
"Словом, мы даем заказчикам транспорта конструкцию, как сделать так, чтобы не иметь рисков. А если нет - используйте свои конструкции, но мы придем с проверкой и посмотрим, насколько эта услуга соответствует Налоговому кодексу. Главное, чтобы были реальные ресурсы для исполнения сделок и чтобы положенные средства поступали в бюджет",
- заявила она.
Бурлевич также сообщила, что для полного наведения порядка на этом рынке планируется подписать хартию перевозчиков.
Как заявила исполнительный директор Ассоциации добросовестных участников рынка АПК Екатерина Роганова, с 1 июля начинается новый этап реализации принципов, заложенных в хартии, - "обеление операций по перевозке продукции, поскольку автомобильные перевозки в нынешнем виде таят в себе не только налоговые, но и коммерческие риски грузовладельца".
"По оценке представителей рынка автоперевозок - а это крупнейшие перевозчики, экспедиторские компании, их объединения, отрасль на 70% находится в теневом секторе",
- сказала она.
Роганова напомнила, что одним из правил хартии является осмотрительность при выборе грузоперевозчика, в том числе заключение договоров непосредственно с компаниями-перевозчиками или фирмами-посредниками, которые действуют по агентскому договору непосредственно по поручению или от лица заказчика.
В связи с этим Ассоциация добросовестных участников рынка АПК на основании консультаций с ФНС России совместно со специалистами рынка разработала конструкцию договорных форм по перевозке и транспортно-экспедиционному обслуживанию, а также рекомендуемые к применению в коммерческой деятельности формы транспортных договоров.
"Их четыре. Первый - договор перевозки - прямой договор с фактическим исполнителем, который обладает всеми необходимыми ресурсами для перевозки, и три вида договора с полным или частичным привлечением других фактических перевозчиков: договор транспортной экспедиции; агентский договор на перевозку; договор на выполнение и организацию перевозки (смешанная форма перевозки и агентирования)",
- уточнила она.
"Принципиально важным для обеления перевозки является прозрачность посреднических операций - то есть их отражение по аналогии с агентской формой. Законодатель дает нам возможность отражать деятельность экспедитора как осуществляющего предпринимательскую деятельности в интересах другого лица, как и агентскую деятельность",
- пояснила Роганова.
По ее словам, рекомендуемые правила потребуют от всех участников транспортных услуг большего внимания и большего документооборота.
"Но мы уверены, что одновременно с этим такой подход сделает рынок автоперевозок состоящим из реальных участников, обеспечит социальный пакет водителям, сейчас получающим зарплату "в конверте", выровняет конкурентные условия",
- подчеркнула она.
"Сегодня отношения участников рынка нацелены на то, чтобы все торговые операции осуществлялись прозрачными методами и исключали многоступенчатый процесс перепродажи сельхозпродукции. Это результат работы хартии. Мы выстраиваем здоровую конкурентную среду, основанную на равных принципах ценообразования, в том числе с учетом уплачиваемых налогов",
- сказала глава Ассоциации.
По ее словам, в настоящее время ФНС России и Ассоциация проводят активную работу с компаниями-экспедиторами, перевозчиками и с их крупными заказчиками из других кластеров рынка - рыбная отрасль, розничные сети.
Новые правила перевозки зерна на днях были обсуждены в Общественной палате. Присутствовавшие на мероприятии участники зернового рынка, в том числе крупные зернотрейдеры ("Гленкор агро МЗК", торговый дом "РИФ"), поддержали нововведение.
Хартия добросовестных участников рынка была подписана крупными экспортерами и производителями зерна в 2017 году и нацелена на то, чтобы все участники оборота сельхозпродукции добросовестно несли налоговое бремя, чтобы все торговые операции осуществлялись прозрачными методами и исключали многоступенчатый процесс перепродажи сельхозпродукции и услуг, чтобы сформировалось нетерпимое отношение к компаниям, уклоняющимся от уплаты налогов.
Источник: INTERFAX.RU
Другие новости в этом разделе:
-
Интеллектуальные «легкие» фермы: зачем птицефабрикам и животноводческим комплексам системы управления микроклиматом
08.07.25 в 13:45В агропромышленном секторе производственные показатели напрямую зависят от того, насколько здоровы животные и птица. Температура, влажность, концентрация CO₂ и аммиака в птичниках и коровниках столь же критичны, как точность резца в механическом цехе.
-
Современное обустройство зеленых участков: рулонные газоны, посевные технологии и системы автополива под ключ
02.07.25 в 12:34Чем же отличается укладка рулонного газона от посевного метода, как формируется цена за м², и почему без систем автополива на больших площадях не обойтись?
-
Современный подход к строительству элеваторов
20.06.25 в 12:21В условиях постоянно растущих объёмов сельскохозяйственного производства грамотная организация хранения зерна приобретает стратегическое значение. Превращение агропредприятия в устойчивую и прибыльную систему невозможно без надёжной логистики и условий хранения продукции. Именно поэтому сегодня всё больше внимания уделяется строительству элеваторов, как одной из основ современного аграрного комплекса.
-
САДЫ РОССИИ 2025 – перед отраслью стоят важнейшие задачи
29.05.25 в 10:33В прошлом году в Российской Федерации обновили стратегию развития агропромышленного сектора, а вопросы развития садоводства теперь находятся под особым вниманием и контролем государства.
-
Группа компаний «Абрау-Дюрсо» подвела итоги 2024 года
22.05.25 в 11:00Группа компаний «Абрау-Дюрсо», лидер на рынке игристых вин России, подвела итоги 2024 года и продемонстрировала рекордные результаты по основным финансовым и операционным показателям. По завершении отчетного периода зафиксирован существенный рост объемов продаж, выручки, чистой прибыли и EBITDA, достигнутый несмотря на турбулентные условия прошлого года.
-
Виброрейка: зачем она нужна и как выбрать оптимальный вариант для строительства
22.05.25 в 10:52Качественное выполнение бетонных работ требует не только опыта, но и специализированной техники. Одним из таких инструментов является виброрейка - компактное и эффективное оборудование, используемое для выравнивания и уплотнения бетонной смеси.