Учёные работают над засухоустойчивыми сортами подсолнечника

21.02.2022 в 08:35
Учёные работают над засухоустойчивыми сортами подсолнечника

Способность подсолнечника поглощать ультрафиолетовое излучение солнца может стать основной для создания засухоустойчивых сортов культуры. Об этом говорится в исследовании канадских учёных из университета Британской Колумбии, опубликованном в издании The Western Producer.

Они обратили внимание на цветочные ультрафиолетовые узоры, присутствующие у каждого из его растений. Эти образования находятся между лепестками у него и других опыляемых культур и приманивают насекомых-опылителей. Для изучения их свойств был выбран дикий вид этого растения Helianthus annuus как наиболее распространённый и тесно связанный с культивируемым подсолнечником.

Главный автор исследования, научный сотрудник Исследовательского центра биоразнообразия вуза Марко Тодеско, рассказал, что у разных популяций этого вида были обнаружены отличия в размерах этих образований и длине УФ-излучения. Также оказалось, что одни из этих узоров полностью поглощают, а другие, наоборот, отражают ультрафиолет. Исследователи выяснили, что растущие в более сухом климате подсолнухи имеют намного большие узоры и лучше удерживают влагу. Кроме того, они обнаружили, что за их наличие у культуры отвечает ген HaMYB111. Он контролирует выработку поглощающих ультрафиолет соединений флавонолов. Это вещества, содержащие в себе пигменты, используемые для защиты растения от жары, холода, радиации или патогенов, а также взаимодействия с животными, например, того же привлечения внимания насекомых. К сожалению, этой способности есть предел, отмечает Тодеско.

В дальнейшем учёные хотят более подробно охарактеризовать влияние различных ультрафиолетовых лучей на подсолнечник и другие культуры. Также они хотят выяснить, как регулируется ультрафиолетовое излучение, как флавонолы влияют на удержание воды и какие гены отвечают за изменение излучения у других видов подсолнечника.

Источник: Национальное аграрное агентство ROSNG.RU